Новейшие тренды развития таксомоторной отрасли в России, интеграционная повестка с ЕАЭС и презентация уникальных разработок российских и зарубежных компаний —

в Москве завершился IX Международный Евразийский форум «Такси»

На площадке форума состоялось 20 деловых мероприятий, охвативших не только отраслевые вопросы, но и широкий спектр актуальных тематик развития городской транспортной мобильности, таких как разработки в сфере беспилотного транспорта, развитие электротранспорта и инфраструктуры, интеграция транспортных данных, формирование единых транспортных сервисов в крупных городах, кикшеринг и народный каршеринг.

Деловую программу форума открыло пленарное заседание «Российский рынок такси: социальные гарантии и безопасность как приоритет построения цифровых экосистем нового типа».

«МЕФТ на протяжении десятилетия является интеграционной отраслевой площадкой для государств — членов ЕАЭС. Принятые на форуме решения в сфере государственного управления и организации бизнес-процессов успешно реализуются в законодательствах стран Евразийского пространства», — сообщила директор АНО «МЕФТ» Дина Горячева.

«Такси — важная часть транспортной системы Москвы, его услугами пользуются более миллиона жителей столицы. В 2020 году при финансовой поддержке Правительства Москвы таксомоторными компаниями и частными таксистами было закуплено 10,5 тысяч новых автомобилей. Таким образом, в нашем городе сформирован самый молодой в Европе парк такси — средний возраст машин составляет меньше трех лет», — отметил в приветственном слове мэр столицы Сергей Собянин.

Аналитические данные о состоянии таксомоторной отрасли Москвы представил заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин. По его словам, в 2021 году отрасль такси полностью восстановилась после пандемии, а пассажиропоток в сутки превысил уровень 2020 года.

С внедрением системы контроля водителей такси КИС «АРТ» рынок не ощутил никаких потрясений. Более того, 70% водителей московского такси уже к ней подключились. Об этом рассказал заместитель руководителя ГК ЦОДД — начальник ситуационного центра Александр Евсин.

«В проектируемом федеральном законе необходимо предусмотреть норму, в соответствии с которой помимо ИП и юридических лиц, перевозчиками могут быть самозанятые лица. При этом нужно внести изменения в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», — сказал директор Департамента государственной политики в области автомобильного транспорта Министерства транспорта России Алексей Бакирей.

Самой главной проблемой функционирования таксомоторной отрасли в Московской области остается нарушение требований по безопасности пассажироперевозок. Такого мнения придерживается первый замминистра транспорта и дорожной инфраструктуры региона Анна Кротова. Она отметила, что Московская область одна из первых в стране ввела QR-коды, с помощью которых пассажиры могут оперативно получить информацию о водителе, состоянии автомобиля, полученных разрешениях.

Баланс интересов участников таксомоторной деятельности — один из важнейших моментов, который необходимо решить во время обсуждения законотворческой деятельности в области такси. На это указал сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловой России» Антон Данилов-Данильян во время выступления на панельной сессии «Баланс интересов в отрасли — совместными усилиями к стабильности и росту».

Только 30% лизинговых компаний готовы работать с таксомоторной отраслью. При этом более 70% автомобилей такси находится в лизинге. Соответствующие данные представил вице-президент, член Совета Объединенной лизинговой ассоциации Дмитрий Ивантер. Отрасль такси для лизинговых компаний является низкомаржинальным сегментом. По словам Дмитрия Ивантера, в денежном эквиваленте всего 5% лизинга автомобилей приходится на такси.

Водители такси находятся в состоянии незащищенности, что толкает их уходить из таксомоторной отрасли. Такое мнение высказал руководитель рабочей группы «Защита прав автомобилистов» Общероссийского народного фронта Петр Шкуматов. «Опрос водителей в Москве показал, что ни один водитель из 200 опрошенных не работает в таксомоторной отрасли более 3 лет. В среднем — это 1 год. Такая текучка имеет следствие — низкий професионализм», — поделился результатами исследования Петр Шкуматов.

Доходы таксомоторного бизнеса в мире сегодня составляют 52% от уровня, который был до пандемии. Если взглянуть на количество поездок, то на пике эпидемии их процент составлял 13-15% от доковидного уровня, а сегодня — 30-90% в зависимости от страны. Такие цифры представил старший директор Международного союза общественного транспорта Каан Йылдызгёз во время выступления на пленарном заседании второго дня «Такси в ЕАЭС: общий рынок — единые правила?». Модератором пленарного заседания второго дня выступил член президиума Делового совета ЕАЭС, профессор Высшей школы экономики Станислав Наумов.

На форуме представили совместную инициативу ассоциации «ТАМА» и МЕФТ по страхованию такси. Профессиональные объединения сегодня становятся мощным инструментом для решения сложных вопросов рынка таксомоторной отрасли. Так, ассоциация «ТАМА» и МЕФТ проработали специальные программы страхования для своих членов. Об этом рассказал руководитель Центра компетенций МЕФТ Станислав Швагерус.

ООО «Газпром газомоторное топливо» ведет активную работу по расширению газозаправочной сети в России. Об этом сообщил заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Газпром газомоторное топливо» Николай Грацеско на сессии, посвященной обсуждению экономичных и экологичных видов топлива.

Таксиагрегатор — первый и единственный официальный сервис QIWI — презентовал на форуме решение для моментальных выплат водителям такси. Благодаря ему водитель может в любой момент вывести средства, заработанные после совершения поездки. На сегодняшний день сервис является самым крупным в России, объединяя 2643 таксопарка и более 388 000 активных водителей.

Яндекс представил на форуме камеру SignalQ — решение для безопасных поездок, позволяющее выявлять водителей, которые ездят небезопасно. Устройство помогает предотвращать аварии, снижать расходы на ремонт и простой, разрешать конфликты в транспорте.

В течение двух дней на форуме работала крупномасштабная отраслевая выставка. Ее посетители смогли увидеть новейшие тренды автопрома, инновационные продукты IT-сектора и сферы услуг.

Инициативы участников и лучшие практики, выработанные в ходе двухдневной дискуссионной программы, войдут в итоговую общественную резолюцию форума. Документ будет адресован государственным органам власти РФ и Евразийской экономической комиссии.

В качестве партнеров секций форум поддержали Таксиагрегатор и ООО «Газпром газомоторное топливо» .